Регистрация торговой марки сегодня – это такой же естественный и нормальный процесс, как и уплата налогов. Работать на рынке и продавать какой-либо продукт вашего производства невозможно без того, чтобы зарегистрировать товарный знак. Торговая марка и право обладания ей – это не только маркетинговый ход, который позволит вам добиться доверия покупателей и сформировать их лояльность по отношению к вашему товару.
Регистрация торгового знака – это, прежде всего, способ защитить вашу продукцию от подделок или же вовсе ограничить его выпуск конкурентами, если товар эксклюзивный и разработан вами.В общем, товарные знаки – вещь для торговли просто необходимая.
Если говорить об истории товарных знаков, то появились они за несколько тысяч лет до нашей эры. Специальные обозначения наносились как торговцами, так и производителями на изделия, чтобы отличать из их общей массы товаров, отстраиваться от конкурентов. Одежда, глиняные изделия, китайский фарфор – караваны, груженые товарами, путешествовали по торговым путям, перенося из одной страны в другую разные торговые марки. Таким образом, многие древние товарные знаки достигли действительно всемирной популярности.
В Европу товарные марки пришли значительно позже, в те времена, когда начали появляться многочисленные гильдии, артели, ремесленные содружества. Тогда, чтобы выделить свой товар на рынке, каждая гильдия начала придумывать свои обозначения для товаров. Так продолжалось, пока наносить свои марки на товар вообще не обязали законодательно. Делалось это для того, чтобы производитель, который выпустил некачественный товар, нес за это ответственность, и, чтобы его вину было проще доказать.
Так, например, английский Парламент обязывал всех пекарей страны в течение долгого времени наносить специальные клейма на выпекаемый хлеб. Так определить недобросовестного хлебопека было намного проще.
В России товарные знаки появились уже в 17 веке. Изначально, первым официальным документом, который регулировал регистрацию торгового знака был Новоторговый указ 1677 года. ОН обязывал купцов и ремесленников идентифицировать свои товары с помощью специальных знаков. Тогда под товарным знаком понималось клеймо, однако позже это понятие сильно расширилось. Мануфактурщики внесли огромный вклад в развитие товарных знаков. Очень скоро все товары в России получили свои опознавательные знаки.