Сейчас уже никто не задумывается, когда слышит слова «регистрация товарного знака». В наш век тотального рынка, конкуренции, маркетинга и прочих атрибутов торговли двадцать первого века, наверное, даже трехлетние дети знают, что такое товарный знак, торговая марка и т.д. Сегодня все эти понятия воспринимаются, как должное: хочет человек торговать ядовитого цвета шипучей газировкой, тут же побежал в патентное бюро, чтобы зарегистрировать торговую марку.
А ведь история такого понятия, как «товарный знак» насчитывает не одну и не две сотни лет.Одни из первых упоминаний о товарных знаках относятся аж к 5000 лет до нашей эры, то есть, товарные знаки стали использовать более 7000 лет назад! К примеру, тот самый первый товарный знак был маркой глиняных изделий и назывался FORTIS. Специальное обозначение (фактически, логотип) наносился на изделия. Знак имел очень широкую известность, доподлинно известно даже о попытках подделывать изделия FORTIS!
Например, китайцы, которые всегда славились масштабами любого производства, которым они занимались, использовали имя правящего императора для защиты своего фарфора. Они наносили его на фарфоровые изделия либо обозначали производителя.
Римляне пошли дальше – они даже кирпичи метили специальными обозначениями. Сегодня при раскопках эти обозначения очень помогают опознавать римские постройки, ведь, как всем известно, римляне были великими путешественниками и завоевателями. А их развитая инфраструктура и вовсе поражала своим уровнем. Древние индусы, отправляя товары в Иран, ставили свое клеймо.
В Средневековье развитие товарных знаков во многом синонимично с современным брендингом. Ремесленные объединения привели к появлению огромного количества т.н. гильдий. Чтобы различать продукцию, гильдии придумывали свои обозначения для товаров. Покупатели быстро выучивали их, делились информацией о тех или иных марках, постепенно появлялась репутация товаров той или иной гильдии. Механизм этот, хоть и со множеством нюансов, в принципе, работает и на современно рынке. Также появлялся и механизм обратной связи. Производители некачественных товаров несли ответственность за низкое качество, лишались покупателей и теряли деньги.
Также, в случае, когда товарный знак указывал на работу какого-то известного мастера, на одном товаре могли встречаться клейма сразу нескольких мастеров, если над изделием потрудилось несколько умельцев.