28 февраля 2024 года Конституционный суд вынес решение по делу, касающемуся п. 6 ст. 367 Гражданского кодекса РФ, которая регламентирует порядок прекращения действия ответственности поручителя по кредитному обязательству.
Суть дела заключалась в следующем. Спор возник между кредитором (заимодавцем) и поручителем на том основании, что в договоре изначально не был четко обозначен срок ответственности поручителя по договору. Согласно ГК РФ, в таком случае срок ответственности поручителя составляет 1 год, после чего она автоматически прекращается.
В рассматриваемой ситуации поручитель посчитал, что 1 год прошел, однако, как выяснилось, кредитор обращался в суд в течение этого года (используя юридические услуги профильных фирм), и процесс ответственности запускался в приказном порядке (это возможно при сумме долга до 500 тысяч рублей). Однако поручитель оспорил решение, и его исполнение было приостановлено. За это время 1 год успел истечь.
Представители кредитора в суде пошли по судам разных инстанций, от районного до Верховного. Все суды встали на сторону поручителя. Судьи посчитали, что в законе речь идет именно о судебном иске, коим приказное решение не считается.
Однако Конституционный суд, в который кредитор обратился последним, наконец, окончательно решил проблему. Судьями было установлено, что в данном случае срок поручительства ответчика не прекращается, так как кредитор принял действия по взысканию задолженности в течение 1 года. В противном случае статья закона способствовала бы распространению практики недобросовестного поручительства при оформлении кредитных договоров.
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать последние обновления и предложения.